V Российская научная конференция “Открытие”

Секция социально-политических наук и права

I место

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

(НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ)

Автор: Польских Елена Николаевна, учащаяся 10 класса средней общеобразовательной школы №11, заместитель председателя молодЈжного совета Дзержинского района, секретарь Муниципального МолодЈжного Совета г. Ярославля.

Научный руководитель: Титова Людмила Григорьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических теорий факультета социально-политических наук Ярославского Государственного Университета им. П. Г. Демидова.

ВВЕДЕНИЕ 1. Актуальность изученной проблемы:

Становление современной молодЈжи пришлось на годы реформ, период социально-экономических, идеологических и культурных преобразований в России. Общее число граждан в возрасте 15-29 лет – свыше 30 млн. человек, это более чем 21% численности населения страны. А значит важно, чтобы в раскладе действующих социально-политических сил в обществе молодЈжь занимала место социального сторонника прогрессивных преобразований, вносила свой вклад в возрождение России.

Какова же она современная молодЈжь? Что является ядром еЈ личности, каковы еЈ интересы, убеждения, ценности, установки, мотивы, ориентация в обществе, проблемы? Почему несмотря на принимаемые правительством меры увеличивается количество беспризорных подростков, ухудшается криминальная ситуация в подростковой среде? Эти вопросы актуальны и волнуют многих из нас. Эта работа носит исследовательский характер ценностной ориентации молодЈжи страны, г. Ярославля, еЈ социального самочувствия и выявления научных проблем.

2. Степень изученности проблемы:

ПроведЈнный просмотр литературы, в которой рассматриваются вопросы современного социально-политического положения молодЈжи, еЈ ценностных ориентаций позволяет сделать ряд выводов и заключений по данной теме:

Цель данной исследовательской работы состоит в следующем:

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Итак, предлагаемая работа, опираясь на общественный и обработанный мониторинговый материал, собственные исследования рассматривает проблемы социальной активности и ценностной ориентации молодЈжи и доказывает, что современное молодое поколение России в целом адекватно общему направлению и характеру происходящих в России перемен.

I. Ценностные ориентации старшеклассников г. Ярославля: идеологическая и общественно-политическая направленность.

Развитие гражданственности и патриотизма – одно из основных направлений молодЈжной политики, поскольку на сегодняшний день утрачены многие идеалы, нравственные ориентиры и патриотические устои в обществе. В образовавшемся вакууме зарождаются десятки политических, идеологических организаций и партий, которые дезорганизуют молодЈжь. Поэтому как никогда остро стоит проблема воспитания у молодЈжи таких чувств, как любовь к Родине и своему городу, гражданский патриотический долг Отечеству, сохранение памяти к своей истории.

Патриотическое настроение молодЈжи является особенно важным для воспитания молодых граждан, т. к. именно здесь закладывается ближайшая перспектива единства и сплочЈнности общества и развития трудового и интеллектуального потенциала страны, стремление к укреплению государства. В соответствии с признаками социального статуса сегодня в составе молодЈжной среды г. Ярославля можно выделить 5 основных социально-демографических групп: 1 группа от 0 до 9 лет – 46958 человек; 2 группа от 10 до 14 лет – 40844 человек; 3 группа от 15 до 19 лет – 44887 человек; 4 группа от 20 до 24 лет – 44822 человека; 5 группа от 25 до 30 лет – 46148 человек.

Каждая группа характеризуется своими интересами, социальными потребностями, проблемами. Видим, что школьники от 14 до 17 лет это немалая часть молодЈжной среды города.

Учащиеся выстроили такую иерархию внутри школьных факторов, влияющих на развитие личности школьников:

  1. Учителя “Отношения между педагогом и учеником, как равные”, общение с учителем в урочное и не урочное время.
  2. Сверстники, взаимопонимание, уважение, дружба.
  3. Жизненные цели человека, уровень его общественного самосознания.

Исследования показали, что ведущее место у старшеклассников занимают следующие цели: (на 560 респондентов, 9-11 кл.)

Лозунги жизни: “Бороться и искать, найти и не сдаваться”, “Всегда вперЈд!” - 30% (активное отношение к жизни); “Спешите делать добро”, “Оставь после себя хорошее” - 7% (духовно-гуманитарная направленность) “Век живи, век учись!” - 80% (активная познавательная деятельность); “Счастье есть дело судьбы, ума и характера” - 10% (рефлексивные мотивы); “Наслаждайся жизнью!”, “Ищи место под солнцем!” - 30% (личностные мотивы); “ВсЈ ниже тебя, каждому своЈ” - 5% (антиобщественная мотивация).

2. Для учащейся молодЈжи 16-17 лет характерно стремление к самоутверждению, желание быть признанным окружающими.

Чего больше хотелось бы тебе в жизни?

Иметь интересную профессию, образование, активно пробиваться к избранной цели. – 65%;Быть счастливым – 35%; быть богатым – 12,5%; иметь верных друзей – 20%; Быть любимым – 17,5%; Быть умным – 10%; Желать счастья всем – 5%. Очевидна потребность в жизненном и профессиональном самоопределении, полной самореализации в будущем: добиваться финансовой независимости, обеспечить себя материально – 32,2%; Быть свободным, жить в гармонии с миром, приносить пользу – 47,3%. Таким образом, на 1-м месте – деловые цели, ориентация на познание и выбор профессии; на 2-м – месте цели, ориентированные на личный успех; на 3-м месте – обобщенные цели философско-рефлексионного характера.

Опрос вЈлся среди учащейся молодЈжи 15-17 лет в Дзержинском районе г. Ярославля, данные, расходящиеся со средним и российскими данными Т. П. Туриной, которая исследовала ориентиры школьников и указала, что самый высокий рейтинг занимает “обеспечение, себя материальным благополучием”.

Идеалы молодЈжи школьного возраста (9-11 кл.)

Ответ на вопрос: “Кто твой любимый герой, кумир” (см. Приложение №1 таблица №1) Многие трезво оценивают предстоящие трудности, предвидят препятствия, готовы полагаться на свои собственные силы. Образцами для подражания служат: Герои старины (1-е место), наши современники (2-е место), литературные персонажи (3-е место). 35% ответов по содержанию были наполнены заботой о личном благополучии: “познакомиться с культурной российской элитой”, “заработать деньги”, “обустроить свою жизнь”.

Выводы: Опираясь на результаты исследования, мы выделили следующие типы направлений личности среди выпускников школы: Общественно-прогрессивная направленность – преобладание духовных ценностей, гармоничное сочетание общественных и личных интересов, социальная и трудовая активность, стремление использовать свои потенциальные возможности. Нравственное самосовершенствование – добросовестное выполнение своих обязанностей, стремление к установлению гуманных отношений между людьми. Созидательная направленность – интерес к учЈбе, к продолжению образования, чЈткое представление о своей будущей работе, в школе акцентируют внимание на тех предметах, которые будут необходимы для будущей профессии. Активное самоутверждение – стремление проявить себя в любых видах деятельности, готовность полагаться на свои собственные силы. Пассивно-потребительскаярасчЈтливость, экономное использование своих сил, преобладание эгоистических интересов, неограниченные запросы. Индивидуальная – иллюзорные представления о возможности самореализации, согласны приносить пользу в основном для себя, не готовы соблюдать устои, моральные нормы.

Необходимо напомнить, что тип направленности – это не ярлык, не причина, а следствие влияние факторов и условий социализации.

Для формирования определЈнных качеств личности в процессе социализации необходимо контролировать процесс адаптации, индивидуализации и интеграции. Если индивиду не удаЈтся преодолеть трудности адаптации, то у него могут развиваться качества зависимости, робости, неуверенности. Если на фазе индивидуализации индивид, представляя референтной группе личностные свойства, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности, подозрительности. При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой общности у индивидов формируется гуманность, доверие, справедливость, требовательность к себе и другим.

Современные школьники, да и всЈ молодое поколение в целом видят себя в качестве граждан новой России, с довольно высоким показателем российского патриотизма и этноцентричности, а значит, это первое поколение собственно есть россияне. Вопрос №1 “есть ли что-то такое, чем вы как истинный гражданин России могли бы гордиться” (см. приложение №2 таблица №2). Вопрос №2 “Как вы думаете, что ожидает Россию в XXI веке?” (см. приложение №2 таблица №3). Итак, есть целый ряд моментов, свидетельствующих о закреплении в молодЈжном сознании либеральных ценностей, что молодое поколение вносит существенный потенциал в движение к свободной рыночной экономике, демократии, гражданскому обществу. Немало тех, кто оптимизмом смотрит в будущее “Россия станет снова ведущей страной мира”, произойдЈт рост национального самосознания, возрождение страны и народа.

Тенденции, которые снижают роль молодЈжи, как социального ресурса в целом.

ОстаЈтся в силе общий вывод исследователей НИЦ при ИМ, сделанный еще в 1993г. “Каждое последующее поколение российской молодЈжи по основным показателям социального положения и развития хуже предыдущего”. Это выражается в следующем: Сокращение количества молодых людей “старение общества” (см. приложение №2 график №1). Количество молодых людей до 16 лет сократилось на 3 миллиона человек, т. е. На 10%. С 1987 по 1996 год родилось на 6 миллионов детей меньше чем за предыдущие 10 лет. Снижение рождаемости связано с комплексом проблем: сокращение количества браков, увеличение количества разводов (на 1000 браков – 655 разводов), слабая ориентация на среднедетную семью (2-3% вообще не хотят иметь детей), высокая смертность мужчин (от 23 до 40 лет – 550000 ежегодно), стрессы, связанные с неблагоприятными социальными условиями. Роль социальных факторов в развитии демографической ситуации в России продолжает возрастать. Уровень преступности, прежде всего тяжких преступлений, связанных с насилием над личностью, высок, совершается колоссальное число убийств, причЈм в этой “войне” гибнут молодые люди. Вырос уровень суицидальных настроений в молодЈжной среде. Почти каждый четвЈртый респондент отметил, что в жизни были ситуации, когда он находился на грани самоубийства.

Не менее опасной является тенденция к тому, что каждое новое поколение менее здорово физически и психически, чем предыдущее. В среднем по России лишь 15% выпускников могут считать себя абсолютно здоровыми. Снижается уровень годности призывников к строевой службе.

Происходит нарастание темпов развития вредных привычек в молодЈжной среде: курят постоянно – 14,3%; курят периодически – 27,9%; курят иногда – 47%; не курят – 10,8%; увеличилось в 3,5 раза число курящих девушек. Нарастает приобщЈнность молодЈжи к употреблению спиртных напитков, сегодня с различной степенью регулярности и активности употребляют алкоголь 76,1%; причЈм возраст первой пробы 7-8 лет. Уменьшилось количество молодых людей считающих табакокурение вредной привычкой: с 42% до 9,8%. Употребление наркотиков: сегодня в Ярославле 20000 наркопотребителей, из них 11,3% - молодые люди в возрасте от 10 до 30 лет.

Обострение кризисных процессов в экономике, нарастание социального напряжЈнности, рост алкоголизма и наркомании в молодЈжной среде, поражает рост преступности. По данным социологических исследований Ярославского центра исследования общественного мнения и социологических исследований (ЦИОМСИ), основной причиной противоправных действий является следующее: невозможность удовлетворения своих базовых потребностей, ввиду низких доходов в семье – 53,5%; за компанию, чтобы не казаться трусом – 52%; плохие отношения в семье – 42,4%; вовлечение “главарями” - 37,4%; избыток свободного времени – 36,4%; неразвитость сети досуговых центров – 7,1%; не знают законы – 3%(2). Однако говорить о бездуховности молодЈжи нельзя, напротив, сейчас молодЈжь, как никогда нуждается в нравственных ориентирах: 69,9% респондентов в возрасте до 30 лет считают, что религия необходима молодЈжи; необходимость патриотического воспитания подтвердило 40% респондентов до 30 лет и 53,2% в возрасте до 18 лет; участвовать в различных политических партиях, молодЈжных организациях – 48,6%.

II. МолодЈжная политика, как стратегический ресурс развития общества.

МолодЈжная политика является деятельностью органов государственной власти Ярославской области, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для социального становления, развития и самореализации молодЈжи в общественной жизни. МолодЈжная политика проводится в отношении граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, проживающих в России. В ходе молодЈжной политики реализуется программа по защите прав молодых граждан, молодых семей, молодЈжных и детских объединений, стимулированию общественно-полезной инициативы деятельности молодЈжи и в поддержку молодЈжи.

Реализация молодЈжной политики содействует решению следующих задач: социальному становлению, культурному, духовному и физическому развитию молодЈжи; недопущению дискриминации молодых граждан на территории России; созданию более полного участия молодЈжи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества; расширению возможностей молодых граждан в выборе своего жизненного пути, достижения личного успеха для блага общественного развития.

Основные направления молодЈжной политики в городе Ярославле: обеспечение гарантий в сфере трудоустройства и занятости молодЈжи; содействие экономической и предпринимательской деятельности молодЈжи; поддержка молодых семей; поддержка творческой деятельности молодЈжи; обеспечение решения жилищных проблем молодЈжи; образование молодЈжи; военно-патриотическое воспитание; содействие международному сотрудничеству молодЈжи.

Принципы молодЈжной политики: 1. Демократизм – привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодЈжи и общества в целом. 2. Законность – верховенство Конституции РФ и федеративных законов над иными нормативными и правовыми актами. 3. Социальной компенсации – обеспечение социальной защищЈнность молодых граждан. 4. Гуманизма – уважение личности каждого молодого гражданина. 5. Гласности – открытость и доступность в вопросах реализации мер в сфере молодЈжной политики. 6. Всеобщности – сочетание всех граждан и организаций. 7. научности – использование научного подхода, исследования, анализа и прогнозирования ситуации в молодЈжной среде. 8. Стабильности – независимость реализации молодЈжной политики от политической конъюнктуры, конкретной личности. 9. Интеграции – выработка совместных стратегий и объединения усилий в сфере молодЈжной политики всех еЈ участников, координирование действий. 10. Приоритета общественной деятельности – преимущественного содействия социально значимым инициативам молодЈжи и еЈ объединениям при финансировании мероприятий в сфере молодЈжной политики.(1,10)

В г. Ярославле насчитывается более 82 общественных объединений, организаций, клубов молодЈжи, кроме этого весьма продуктивно работает Муниципальный МолодЈжный Совет, который в свою очередь руководит деятельностью 6 районных молодЈжных советов. Все данные субъекты создают условия для формирования у молодЈжи любви к Отечеству, уважения к его истории, традициям, развития у молодых граждан качеств патриотов России, подготовки молодЈжи к службе в вооружЈнных силах Российской Федерации, для обеспечения правовой, педагогической и психологической защиты нравственности молодЈжи от распространения культа насилия, жестокости, порнографии, вовлечения в преступную деятельность, приобщения к алкоголю, проституции, наркомании, для досуговой деятельности молодЈжи по интересам и потребностям личности, для вовлечения молодЈжи в регулярные занятия физической культурой и спортом, формирования у молодЈжи потребностей к здоровому образу жизни, для организации отдыха молодых граждан Ярославля.

Необходимо отметить, что на текущий период отмечается всплеск активности молодЈжи, приток молодЈжи в молодЈжные организации города: МолодЈжный Совет, Российский Союз МолодЈжи. В каждой школе есть представители данных молодЈжных объединений, резко возросло число конкурсных, соревновательных программ, в которых участвуют смешанные молодЈжные коллективы: старшеклассники, студенты, работающая молодЈжь. Развлекательные программы носят как интеллектуальный (Брейн-ринг), так и патриотический (конкурс патриотической песни, “Зарница”) характер (см. приложение №3), а проведЈнные мероприятия дали положительную оценку участников и групп поддержки.

Заключение: По данным социологических исследований молодЈжь выделяет следующие социально-экономические проблемы в г. Ярославле и молодЈжной политике:

  1. Решение жилищной проблемы – 17,6%
  2. Улучшение системы здравоохранения – 15,6%
  3. Поддержка и восстановление былой силы предприятий города – 14,9%
  4. Активизация молодЈжной политики – 12,3%
  5. реорганизация системы среднего образования – 8,5%

МолодЈжи есть, где проявить свою позитивную активность. В настоящее время в городе Ярославле существует большое количество секций, кружков, учреждений дополнительного образования, молодЈжных движений, объединений и партий. Это говорит о том, что вся молодЈжь города задействована в реализации молодЈжных программ. Каждый молодой человек хотя бы раз принимал участие в коллективной работе в школе, районе, молодЈжном совете, а значит, представляет активную группу населения.

Молодое поколение сегодняшней России, как и предыдущие, разнолико по целям и задачам, однако, несмотря на это, полученные в ходе исследования материалы позволяют констатировать наличие некоторых особенностей ценностного сознания современных молодых россиян. С одной стороны, очевиден процесс активной включЈнности молодЈжи в происходящие радикальные реформы, а с другой стороны, тот факт, что в образ жизни населения страны реформы не внесли никаких изменений, а это естественно приводит к противоречию между ценностями декламируемыми молодЈжью и реальными поведенческими установками. В то же время затянувшийся кризис поставил значительную часть населения в режим выживания, что побуждает молодЈжь всЈ чаще обращаться к традиционным поведенческим схемам.

Приложение №1

Таблица №1

Статистика ответов на вопрос “Кто твой любимый герой, кумир?”

 

Средняя школа №11

Средняя школа №17

Средняя школа №56

Средняя школа №60

В общем

Активные, деловые герои (Наполеон, Цезарь)

32%

30%

29,6%

31,8%

32,575%

Борцы за счастье (Робин Гуд, ЧеГеваро)

20%

13,8%

34%

26%

23,5%

Антигуманисты (Распутин, Гитлер)

4,3%

4,8%

5,8%

5%

5%

Нет героя

17,8%

18%

16,9%

20%

18,2%

Романтические герои (Онегин, Андрей Болконский)

20,8%

19,8%

9,2%

9,6%

14,6%

Авантюристы (Остап Бендер)

8,2%

13,6%

4,5%

7,6%

8,3%

 

Приложение №2

Таблица №2

Статистика ответов на вопрос “Есть ли что-то такое, чем вы как истинный гражданин России могли бы гордиться?”

 

Средняя школа №11

Средняя школа №17

Средняя школа №56

Средняя школа №60

В общем

Победа в В.О.В

24%

22%

21%

24%

22,5%

История страны

29%

36%

29%

28%

35%

Культурное наследие

21%

14%

17%

20%

18%

Принадлежность к своей национальности

16%

18%

20%

16%

15%

Природные богатства страны

10%

10%

13%

12%

9,5%

Таблица №3

Статистика ответов на вопрос “Как вы думаете, что ожидает Россию в XXI веке?”

 

Средняя школа №11

Средняя школа №17

Средняя школа №56

Средняя школа №60

В общем

XXI век – век расцвета нашей страны

12,6%

20,5%

18,4%

15,2%

18%

Ситуация улучшится но не сильно

44,1%

32,6%

38,3%

39,4%

38,2%

Ситуация ухудшится но не сильно

9,5%

7,4%

6,1%

8,5%

7,3%

Страну ждЈт прозябание

11,9%

6,5%

10,2%

9,9%

9,5%

Другое

0,9%

3,5%

2,6%

3%

2,8%

Затрудняюсь ответить

21%

29,5%

24,4%

21,8%

24,1%

 

Приложение №2

График №1

  

 

Литература:

  1. Сборник законодательных актов по молодЈжной политике регионов ассоциации “Центральная Россия”. Ярославль,2000.
  2. Румянцева Т. П. Филатов Н. В. Аналитический отчЈт по результатам социологического исследования “МолодЈжь города Ярославля: социальное самочувствие, насущные проблемы”. (Ноябрь 2001г.)
  3. Гудков Л. К. Проблема негативной идентификации// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000. №5 стр. 35-44.
  4. Туманов С. В. МолодЈжь и политика// Власть-М. №6 1998.
  5. Гурова Р. Г. Современная молодЈжь: социальные ценности и нравственные ориентации// Педагогика №10 2000.
  6. Патриотическое воспитание молодЈжи. Комитет по молодЈжной политике мэрии города Ярославля. Ярославль, 2001.
  7. Сборник профилактики правонарушений. Администрация области. Комиссия по делам несовершеннолетних. Выпуск №4. Ярославль.
  8. Сборник информационно-методических материалов для молодЈжных и детских общественных объединений. //Департамент по делам молодЈжи. Ярославль. 2001.
  9. Наумова Т. В. Менталитет как базовая категория в объяснении особенностей ценностного сознания современной российской молодЈжи // Вестник. МТУ Социология и политика. 2001г. №1 стр. 65-70.